Об экспедиции «Заветный берег»

В основе экспедиции лежит система естественного оздоровления Галины Сергеевны Шаталовой и народные традиции.

Заветный берег

Экспедиция организуется с конца июня по начало августа, всего семь недель. Для ее проведения выбран живописный берег озера Иткуль (Челябинская область). Оптимальная продолжительность пребывания в природных условиях — 14 дней, но допускается приезд участников оздоровительного выезда как на одну неделю, так и на все семь, в зависимости от их выбора.

Участники проживают в палатках, целебное питание готовится на специально построенных печках, а в радиальных выходах — на костре.

Обратите внимание

Текущее расписание экспедиции на Иткуле | Схема проезда на озеро Иткуль | Фотоэкскурсия по берегу | Памятка участнику экспедиции | Правила поведения в палаточном городке

Цели экспедиции

  • практическое освоение основных принципов системы естественного оздоровления (СЕО) Галины Сергеевны Шаталовой;
  • накопление рационального и чувственного опыта участников школы, сумевших сформировать свою собственную систему оздоровления духа, психики и тела на основе гармоничного взаимодействия с окружающей средой.

Задачи экспедиции

  • создание условий, необходимых организму человека для нормального функционирования и эффективной саморегуляции, в том числе:
  • организация экологически чистого целебного питания;
  • обеспечение возможности непосредственного индивидуального общения с природой (чистый воздух, лес, озеро), свободного открытого обмена мнениями, творчества во всем;
  • обеспечение возможностей взаимообучения путем обмена опытом, но, точнее, синтеза нового на базе достигнутого с учетом изменчивости среды;
  • формирование и закрепление нового образа жизни с целью создания в будущем нового способа жизни, как возможности начать жить сначала, родиться вновь;
  • воспитание нового поколения детей наших единомышленников с тем, чтобы коллектив клуба, в который люди приходят семьями, превратился в одну большую дружную семью.

Принципы изучения СЕО

Изучение системы естественного оздоровления мы проводим в разных формах. В экспедиции здоровья — это жизнь в этой системе. Ее участниками являются люди с творческими целевыми установками, осознавшие необходимость постоянного сознательного поиска индивидуальной системы развития.

Экспедиция обеспечивает полный переход в новые условия жизнедеятельности (изменение системы питания, движения, дыхания, закаливания, общения) — но на основе сознательной дисциплины.

В экспедиции создается обстановка творческого доверительного общения во всех сферах: от физических упражнений до приготовления пищи и проведения вечеров отдыха.

Взаимодействие организатора (инструктора) и участников экспедиции строится на следующих условиях:

  • искренность, откровенность, неподдельность инструктора в отношении участников занятий (любовь к делу);
  • полное взаимное доверие;
  • эмпатия, то есть способность почувствовать другого человека, ощутить созвучие его внутреннего мира, принять его, выслушать, имея при этом свою жизненную позицию;
  • разделение ответственности за результаты учебы между инструктором и участниками школы.
  • целью занятий является не отработка известных приемов, упражнений, изучение рецептов и т.п., а определение уровня собственного незнания и на этой основе поиск путей самосовершенствования. Главный итог занятий — не сумма знаний и не стандартные показатели уровня здоровья, а повышение адаптационных возможностей, то есть умения не заболеть в считавшихся ранее экстремальными ситуациях. Необходимым элементом занятий и их итогом является воспитание экологического мышления, то есть способности почувствовать себя частью природы, увидеть ее красоту и гармонию, а значит — попытаться найти в ней свое место, без ущемления чьих-либо прав.

Система предполагает в качестве основного пути познания природы и своего места в ней гармоничное соединение элементов сознательного и бессознательного. К сознательному следует отнести систему научных знаний о мире и о себе, а к бессознательному — сферу чувств, эмоций, творческой интуиции, а также способность организма чутко и точно реагировать на изменения условий жизни с наименьшими энергозатратами, настраиваться на оптимальный режим работы.

Программа экспедиции состоит в основном из чередующихся теоретических и практических занятий, игр и деятельности по обеспечению жизнедеятельности палаточного городка или группы в походе. Темы и формы проведения занятий предполагают творческую самореализацию. Объем занятий 12-16 часов в день.

В первый и последний день все участники собираются на общий круг. В первый день проводится знакомство, где рассказывается об особенностях организации экспедиций, конкретизируется программа занятий каждой недели. В последний день перед отъездом подводятся итоги, участники обмениваются впечатлениями.

Примерное расписание одного дня экспедиции

Подъем в 7 часов утра, разминка, бег, закаливающие процедуры (купание в озере). В 9 утра подъём флага, линейка, после линейки завтрак, состоящий из напитка и каши. После завтрака — лекции по СЕО, народному костюму, по искусству и др., или поход различной протяженности. Обед примерно в 13 часов, он состоит из напитка, салата из сырых овощей и похлебки. После обеда мы рекомендуем погулять по лесу, или устроить себе сон-час. Во время большого похода — обед по мере готовности, перед обедом купание, а после обеда — отдых и продолжение маршрута. В 16 часов проводится семинар по теме лекции, а после семинара — гимнастика. В это же время могут быть организованы занятия в творческих мастерских. Затем — ужин и перед сном спокойные мероприятия, например, беседы у костра, чтение сказок, пение песен, народные игры. Иногда вечером устраиваются праздники: вечер знакомств, прощальный костер, производится обжиг изделий из глины. В 22 часа отбой, спуск флага.

Дети каждый день после завтрака ходят в походы, а после обеда шьют костюмы куклам, лепят из глины, рисуют, занимаются резьбой по дереву.

Один раз в неделю устраивается большой поход вокруг озера для всех: и взрослых, и детей. А потом — «полевая» баня.

В четверг на каждой неделе устраивается большой отчет о творческой деятельности.

Примерный распорядок по дням недели и по сменам

Общая длительность цикла равна одной смене — 7 дней.

Игра позволит сделать отдых интересным, а занятия — более осмысленными, повысить их эффективность. Состояние неподдельного интереса друг к другу, к творческому взаимодействию во время игры, отсутствие скуки, заинтересованность в результатах игры не оставляют места для других «желаний» (вредных привычек).

Народные костюмы, игры, песни и танцы в местах, где 5 тысяч лет назад была стоянка древнего человека, очень естественны, и для многих станут открытием.

Для обеспечения жизнедеятельности палаточного городка или группы в походе предлагаются следующие общественно полезные мероприятия:

  • Практикум на кухне по освоению навыков приготовления целебного питания в условиях палаточного городка на костре или на печи.
  • Заготовка дров для кухни, бани, ночного или праздничного костра.
  • Заготовка веников для бани.
  • Уборка территории берега.
  • Уход за саженцами и огородом.
  • Украшение городка к праздникам.
  • Строительство и последующее благоустройство городка: установка палаток, кухни, бани, пирсов, катамарана, площадок и самодельных игрушек для игр, качелей, домиков, навесов и т.д.
  • Ремонты оборудования.
  • Сбор трав, ягод, грибов не только для себя, но и для общего стола.
  • Доставка воды с родника.
  • Обмен жизненным опытом во всех сферах жизнедеятельности.

Примерные маршруты радиальных выходов (походов)

  • Тренировочный поход до карьера (5 км)
  • Поход с ночевкой до Чусовского озера (28 км)
  • Поход до Соколенка (16 км)
  • Поход до деревни Сельки к истокам реки Чусовая (24 км)
  • Поход до Шайтан-камня (36 км).
  • Водные походы и игры на воде на катамаранах, судне «Рюрикъ».

Для повышения качества работ в будущих экспедициях и расширения области сотрудничества клуба планируется проведение исследований по изучению влияния системы оздоровления Г.С. Шаталовой и социальных отношений в экспедиции на состояние здоровья её участников. Исследования планируется проводить силами студентов медицинского колледжа.

Печать