Экспедиция Архангельск — Соловки

| Путешествия

Группа путешественников нашего клуба с 18 по 28 июня посетили север нашей страны: Архангельск и Соловецкие острова.

Через год мы решили вернуться в эти суровые, но притягательные для русского человека места. Планируем посетить город Каргополь — один из древнейших городов Русского Севера, знаменитый узорочьем белокаменных храмовых ансамблей и расписной глиняной игрушкой. Совершить экспедицию по Кенозерскому национальному парку, образцу североевропейского культурного ландшафта. Погулять среди дремучих лесов и болот, где гармонично сосуществуют человек и природа, сохраняются черты исконного русского жизненного уклада, культуры и традиции.

Конечно, после такого насыщенного путешествия ощущается физическое утомление и перенасыщение информацией, но все участники экспедиции справились! Мы гордимся Риммой Ивановной Гузь и Надеждой Григорьевной Дик, которым за 80, но они не отставали от остальных и радовались всему! Так держать!

Светлана ТУРКИНА

Путевые заметки

Первый день нашего путешествия начался с неприятных сюрпризов: самолет Екатеринбург-Москва задержали на 2 часа, а рейс в Архангельск отменили совсем. Однако всё завершилось весьма удачно. В Москве в качестве компенсации нас разместили в прекрасной гостинице «Новотель», где мы смогли поесть и отдохнуть. И вот в 16:20 мы, наконец, улетели в Архангельск.

Город в допетровские времена процветал, это были главные морские ворота России. После постройки Петербурга Пётр I запретил вести торговлю через Архангельск, и город начал приходить в упадок.

По приезде нас встретил наш гид Алексей. Мы быстро заселились в отель и отправились на пешеходную экскурсию по центру города. Архангелогородцы — молодцы, они сохранили деревянную застройку центра города и стараются поддерживать её сохранность. Потом пробежались по набережной, любуясь красивыми видами реки Северная Двина. Белые ночи были нам в помощь. В этот день у нас была именинница, Надежда, мы поздравили её еще перед отъездом, а вечером за ужином она накормила всех вкусными пирожными. А Алексей (наш гид) угостил всех мармеладом на агар-агаре. В общем день, удался.

Второй день по традиции начался с зарядки. Плотный завтрак, и мы в автобусе выезжаем на родину М.В. Ломоносова. Проехав 95 км, добрались до Холмогоров, там на пароме перебрались на Куростров и проехали до села Ломоносово, где посетили косторезный завод. На мастер-классе попробовали сами выполнить резьбу по кости, посмотрели прекрасные изделия из кости и накупили милые сувениры. После легкого перекуса прошли в музей М.В. Ломоносова, вспомнили биографию знаменитого ученого, затем отправились обратно в Холмогоры — обзорная экскурсия, обед и в обратный путь.

В Архангельске прокатились на речном трамвайчике. Поздравили пятерых участников нашего путешествия с Днём медицинского работника.

Третий день был посвящён поездке в Северодвинск — город атомных подводных лодок. С утра посетили Малые Корелы. Это архитектурный музей под открытым небом, он расположен на огромной площади 140 кв. м. Туда свозят деревянные постройки со всей Архангельской области: храмы, колокольни, жилые постройки — восстанавливают и реставрируют. Всё было интересно, но немного подпортил дождь. Начался сильный ливень, пришлось пережидать. Обед в Архангельске. Переезд в Северодвинск. Обзорная экскурсия по городу из окна автобуса. И — долгожданное Белое море.

Четвертый день — последний день нашего пребывания в Архангельске. Сегодня посещаем Новодвинскую крепость. Она была основана по приказу Петра в связи с угрозой нападения шведов. Крепость не была задействована в военных операциях, кроме одного случая, произошедшего во время строительства. Три шведских корабля решили штурмовать крепость, но своего лоцмана у них не было. Они вынудили пойти лоцманом захваченного в плен местного жителя по фамилии Рябов. Хитрый мужик вблизи крепости завел корабли на мель. Два корабля были разбиты и захвачены. Вот такой местный Иван Сусанин.

А после обеда мы на поезде поехали в Беломорск.

Пятый день. В пять утра прибыли в Беломорск. По приезду отправились к петроглифам. Им не менее семи тысяч лет. Погуляли, полюбовались, и поехали к 19-му шлюзу Беломорканала. После чего на завтрак и в краеведческий музей. Гид Семён провёл великолепную экскурсию по музею, а потом пешеходную по городу. Наше посещение пришлось на 22 июня, и все были растроганы до глубины души.

А после обеда мы поехали в Кемь. Там посетили старинный храм и краеведческий музей Кеми. Ужин, и, наконец-то, возможность отдохнуть в положении лёжа.

Шестой день. Корабликом идём на Соловки. Самостоятельно прибыв на остров, погуляли по монастырскому двору, сходили в музей моря и съездили на остров Муксалма, где монахи построили дамбу. Немного помешал дождь, зато видели тюленей.

Седьмой день. Гора Секирная. Отсюда началось строительство монастыря. Основан первый скит. Предполагается, что название холма связано с легендой, повествующей о чудесном явлении ангелов, косвенными свидетелями которого стали преподобные Савватий и Герман в 1429 году. В то время они уже возвели крест у подножия горы, соорудили келью, усердно работали и восхваляли Господа. Но неподалеку поселились рыбаки со злобными женами и, пытаясь изгнать старцев с острова, начали их оскорблять. И вот в одно прекрасное утро с неба сошли крылатые светозарные юноши, которые высекли одну из женщин и предрекли, что жить тут будут лишь иноки «во имя Божие», а остальных постигнет смерть. После этого знамения семьи покинули большой Соловецкий остров, и долгое время миряне здесь селиться даже не думали. Однако случившееся чудо было увековечено на Секирной горе лишь спустя четыре века.

После горы поехали в ботанический сад, высаженный и выращенный монахами. Там растут деревья, не характерные для данных широт.

После обеда поехали на Большой Заяцкий остров. Морскими зайцами здесь называют лахтаков (тюленей). Вообще из млекопитающих здесь водятся гренландские тюлени, нерпы, морские зайцы, белухаи — беломорские дельфины и лахтаки — самые крупные тюлени Белого моря.

Восьмой день. Едем на остров Анзер. Полтора часа на корабле, и мы на острове. На самой высокой точке острова стоит храм. Это гора Голгофа. Вид с горы открывается великолепный. По острову прогулялись километров двадцать. На обратной дороге команда кораблика предложила свежекопчёную треску, которую они выловили, пока у нас шла экскурсия. Вернувшись, поужинали и отправились на прогулку на лодках по каналам, соединяющим несколько озер. Наслаждались тишиной и красотой природы.

Девятый день. Это последний день нашего пребывания на Соловках. Наконец-то состоялась наша обзорная экскурсия по монастырю. Много интересного нам рассказали о его основателях и о сидельцах Соловецкого лагеря.

После обеда поехали в Кемь. Прощай, Белое море и Соловецкие острова! Они принимали нас отличной погодой.

Поезд до Питера — двухэтажный, никто ещё из нашей компании на таких не ездил. Наши места на втором этаже. Завтра Питер.

Десятый день. Автобусом, который встретил нас у вокзала, мы приехали в Большой (Меншиковский) дворец — первый и наиболее крупный архитектурный памятник дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум в городе Ломоносов.

После посещения дворца и отобедав в кафе, поехали на Красное озеро. Жара стояла +28 градусов. Кто купался, кто просто отдыхал на берегу. Так закончилось наше замечательное путешествие.