Перейти к содержимому

Итоги запуска первой подростковой программы на Иткуле

Сергей ШтейнмиллерМарина ДолгоруковаСветлана Шишкина
Итоги запуска первой подростковой программы на Иткуле
| Дневник Иткуля

В сезоне 2024 года на Иткуле впервые была реализована отдельная детско-юношеская программа, обучающая детей навыкам выживания, ориентирования и командной работы.

Ведь эти умения очень важны для многих профессий, в том числе и для геологов. Что в ней нового и необычного? А то, что программу разрабатывала и проводила наша молодёжь — волонтёры клуба под руководством Сергея Штейнмиллера и других инструкторов.

Были написали три различных сценария, каждый со своим сюжетом, чтобы обучение проходило в игровой форме. Но туда вошли, конечно, не только развлекательные мероприятия, а ещё познавательные и общественно-полезные. Прототипы сценариев разработала Зоя Гаренских, но в ходе проведения программы многое пришлось адаптировать под реальную деятельность.

Также было предусмотрено время для проведения отрядных огоньков. Огонёк — это вечерний разговор вокруг живого огня (костра или свечи) для подведения итогов дня и обмена впечатлениями.

Программа проходила на трёх заездах: втором, пятом и шестом. Вожатыми были: Долгорукова Марина, Шишкина Светлана, Бурматов Олег, Бурматов Сергей, Рябинкина Дарина.

Теперь немного о мероприятиях. Чем были заняты дети и подростки — участники программы?

  1. Строительство штаба. В процессе постройки лесного убежища ребята учились работать с инструментами и находить подходящий материал в лесу. Узнали, как правильно организовать костровище и оптимистично подходить ко всем трудностям. После постройки штаба следующей задачей было научиться готовить пищу на костре. Для этого ребята учились искать дрова, разводить костер и готовили на нём ужин.
  2. Поход на Шайтан-камень. В пути ребята узнавали про травы и ягоды, полезные человеку, а также изучали местность и историю Иткуля. Даже самые младшие участники программы преодолели весь путь до Шайтана!
  3. Сборка катамарана. Под руководством вожатых ребята с нуля самостоятельно собрали катамаран, учились вязать узлы, работать с насосом.
  4. Водный поход до Грибного мыса. На этапе подготовки повторяли морские узлы, учились слаженно грести и рулить на воде. Изучили правила безопасности. Чтобы понять, где находится Грибной мыс, ребятам была дана карта, которую надо было соотнести с местностью и проложить маршрут.
  5. Изготовление деревянного оружия. Ребята научились определять какие деревья и кустарники лучше подходят для изготовления рогаток, а также работать стамеской, пилой, наждачной бумагой. Методом проб и ошибок определили какой длины нужна резинка, чтобы из рогатки можно было далеко стрелять.
  6. В жизни лагеря ребята поучаствовать тоже успевали. Прибирали и благоустраивали городище, кто постарше — кололи дрова, а в конце каждой смены дружно принимали участие в уборке лагеря, да и от мелких поручений не отказывались.
  7. Утром, когда получалось проводили зарядки. А вечером — народные и дворовые игры, и это было любимым мероприятием у детей.

Не обошлось и без некоторых трудностей. Иногда приходилось менять планы из-за погоды. Иногда было сложно организовать взаимодействие в группе, уделить время каждому ребёнку. А с некоторыми детьми, по словам наших вожатых, вообще было непросто справиться. Но на помощь всегда приходили инструктора лагеря, а также Роза Дарвиновна и Константин Павлович.

По мнению старших, главная ценность этой программы в том, что наши волонтёры стали проводить больше времени с детьми и подростками, а они гораздо охотнее берут пример с молодёжи, чем с родителей. Так что здесь напрямую работает передача ценностей между поколениями.

На итоговом собрании волонтёров было решено, что в целом программа получилась. В следующем сезоне мы планируем провести программу снова.

Мероприятие проводилось с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного «Фондом президентских грантов».

Автор: Сергей ШтейнмиллерМарина ДолгоруковаСветлана Шишкина