Перейти к содержимому

«Заветный берег» иткульской культуры

| Статьи

Авторы: К.П. Порожский, Г.В. Ращупкин.

Посвящается 100-летию со дня рождения Галины Сергеевны Шаталовой

Масштабы техногенного «освоения» человеком нашей планеты приняли угрожающие масштабы. Процесс этот нарастает и, фактически, вышел из-под контроля. В пылу борьбы за природные ресурсы и достижение локальных материальных целей человечество забыло о глобальных смыслах своего существования. Современные представления об устройстве мира и месте человека в нем формируются на основе традиционных знаний, науки, религии и эзотерики. Единый и неделимый мир представители этих сфер деятельности видят и объясняют по-разному, что и является причиной современного цивилизационного кризиса. Общей цели у современного человечества сегодня нет.

Вместе с тем ещё выдающийся русский ученый и мыслитель академик В.И. Вернадский призвал к взаимопониманию и сотрудничеству [1]: «Человечество едино во времени. И то, что у нас общее с мышлением первобытного человека, более сильно, более крепко нас с ним соединяет, чем появляющееся новое, которое разъединяет. А общее в том, что человек всегда участвовал в жизни природы. Мифологическая, метафизическая, научная стадии, иначе говоря, религия, философия и наука одновременны, а не последовательны. Расположенные в разных горизонтах сознания, они не должны мешать друг другу. Напротив, они должны усиливать друг друга, если будут упорядочены».

И это взаимопонимание и упорядочение в настоящее время уже происходит.

 «Мы — моментальный снимок того кусочка времени, который проживает наша планета, мы вписаны в ее структуру, имеем такую же энергетику. И поэтому, когда мы губим Землю, пилим леса, засоряем реки, взрываем атомные бомбы, она, как мать, смотрит на нас, как на неразумных детей: «Я вас кормлю, пою, дала вам жизнь, за что же вы со мной так обращаетесь?!» — считает известный астролог Александр Зараев [2] — «Человечество должно понимать, что у Земли терпение не беспредельно и мы ведь не первая цивилизация здесь. Есть такой астрологический анекдот: на межкосмическом собрании Земля жалуется: «На мне завелись люди, они меня мучают, кусают, от них зудит всё тело, я не знаю, что делать?» А Марс ей советует: «Да что за проблема, у меня такое было — пару раз помоешься, и всё снова будет хорошо!»

А вот подходящий армейский анекдот: начальник штаба дивизии как-то «завис» над муравейником. Стоит, и, не отрываясь, смотрит на муравьёв. Час, другой, третий, четвертый. Подчиненные уже запаниковали — вдруг тронулся на службе? Но тут он отрывается от созерцания и изрекает: «Всё они очень чётко делают! По-армейски и даже лучше! Без суеты, без спешки, каждый знает свой манёвр. Только одно не могу понять. У них за четыре часа — ни одного построения, ни одной постановки задач и ни одного совещания с подведением итогов! Как они без этого умудряются?!»

Если смотреть из космоса на ту сторону Земли, где наступает ночь, техногенные, «освоенные» территории выделяются искусственным освещением, центрами которых являются мегаполисы — «муравейники». Уяснить смысл и оценить порядок в процессах, протекающих в мегаполисах, со стороны сложно. Несомненно только одно — последствия этих процессов, в отличие от муравейника, природоразрушительные.

П.А. Флоренский, известный учёный и богослов, говорил [3]: «Как человек может жить в природной пустоте — мне непонятно, как вообще непонятна городская жизнь, вне пейзажа, без скал, воды, зелени, почвы. Естественно, что в таких условиях возникает и иллюзионистичность мироотношения и изломанность всех искусственных человеческих чувств. Когда-нибудь впоследствии люди будут с ужасом думать о городах и о городской жизни, как о добровольной тюрьме с происходящими отсюда последствиями — выдуманных задач жизни, искусственно созданных страстях, засорении души трудностями, рассеивающимися при соприкосновении с природой, искусственно поддерживаемой духотой атмосферы».

Старец Паисий Святогорец по этому поводу говорил так [4]: «Чем больше люди удаляются от естественной, простой жизни, преуспевают в роскоши, тем более увеличивается тревога в их душах. А вследствие того, что они всё дальше и дальше отходят от Бога, они нигде не находят покоя. Поэтому люди беспокойно крутятся, как приводной ремень станка. Они кружатся уже и вокруг Луны, потому что земная планета не вмещает их великого беспокойства».

Слова архимандрита Венедикта (Пенькова) развивают эту мысль [5]: «Бог дал человеку разум, а в разуме свобода. Что произойдёт, если получил свободу и разум, но он несовершенен? Это страшная катастрофа, потому что когда-нибудь со своим разумом забредёт, заблудится и от истины отойдёт, от справедливости, и примет муки страшнее всякого ада... Настоящая истина может быть от Бога. Не от философа, не от богослова. От Бога...»

Сегодня вся техногенная потребительская природоразрушающая материалистическая цивилизация зашла в тупик. В основе сегодняшнего глобального экологического кризиса лежат происходящие в последние три века процессы индустриализации, урбанизации и разрушения традиционного уклада жизни народов. Для выхода из кризиса современной цивилизации необходима смена парадигмы развития, формирование экологического мировоззрения и реализация на его основе стратегии развития мирового сообщества.

Альтернативным вариантом развития цивилизации является учение академика В.И. Вернадского о ноосфере, «сфере разума», в которой мерилом национального и индивидуального богатства являются духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающим миром.

В.И. Вернадский
В.И. Вернадский

Если исходить из этого определения, то сегодня на Земле около 1,5 миллиарда человек живут, не разрушая родной природы. Это коренные северные народы, реликтовые народы Южной Америки, Африки, Австралии, Новой Зеландии, стран Юго-Восточной Азии, сохраняющие свою многовековую этническую культуру, в основе которой — понимание тесной взаимосвязи и единства человека, природы и космоса. «Человек и его хозяйственная деятельность вписаны в природные циклы и используются в основном возобновляемые природные ресурсы. Понимание целостности природы и неразрывности включенности в неё человека закреплено в повседневной практике, мифах, религиозных воззрениях, основных ценностях — то есть пронизывает всю культуру. Природа признаётся как источник жизни, поэтому отношение к ней благоговейное» [6].

Территория проживания этих народов «не светится» искусственным освещением в ночное время.

Техногенная цивилизация считает народы, сохранившие свою родную природу, «отсталыми», «неразвитыми», «неразумными», «примитивными» (действительно, они значительно «отстали» в разрушении своей родной природы, культуры и нравственности) и осуществляет против них агрессивную политику по продвижению своих «ценностей», использованию их природных ресурсов в своих интересах и на своих условиях, тем самым лишая эти народы права на существование и ещё больше углубляя глобальный кризис всего человечества.

Пришло время осознать, что эти народы сохранили уникальный опыт «устойчивого развития», о котором пока только все говорят, не понимая, что это такое. И что индустриальное (материальное) развитие не может быть устойчивым без духовного, нравственного развития человека, которое, в свою очередь, невозможно без гармонии с природой.

В качестве примера освоения человеком конкретной территории с точки зрения экологического мировоззрения рассмотрим озеро Иткуль, одно из красивейших уральских озёр, расположенное на севере Челябинской области.

Длина озера 8 км, ширина — 6 км. Средняя глубина 7,8 м, максимальная — 16,6 метров. Озеро относится к бассейну реки Синары (правый приток реки Исети). В Иткуль впадает несколько небольших речек и ручьёв, а вытекает только одна — река Исток. Живописные берега окружены лесистыми горами, западный берег крутой и высокий, восточный — пологий, но не менее живописный. Здесь водится плотва, окунь, лещ, щука, елец, язь, линь, ёрш, карась, налим, уклея. Это гидрологический памятник природы, а также место отдыха и туризма. Главная достопримечательность озера — Шайтан-Камень [7].

Шайтан-камень
Шайтан-камень

Люди жили на Иткуле с древнейших времён. На рубеже бронзового — раннего железного веков (VII — III в.в до н.э.) на границе лесостепи и подтайги от Урала до правобережья Тобола (бассейн рек Тура, Тобол, Пышма, Исеть, Миасс) существовала культура, которую называют иткульской [8 -11].

Иткульская культура представлена городищами, неукреплёнными поселениями и святилищами. Городища имели замкнутую и разомкнутую системы обороны из 3-4 элементов (бревенчатая стена, вал или завалина, ров или канава). Размеры поселений варьируются от 250 до 3800 кв.м., расположены они в основном на берегах озёр и в глубине террас.

Основными формами производственной деятельности были: металлургия меди, горное дело, углежжение, а также скотоводство, охота и рыболовство. При раскопках поселений обнаружены: орудия труда — пластинчатые ножи, долота, стамески, иглы, шилья, топоры; оружие — медные наконечники стрел, копий, железные мечи; украшения, предметы туалета и культа — круглые бляхи и зеркала, перстни, серьги, подвески, браслеты, булавки, а также остатки керамической посуды с орнаментами. Масштабы хозяйственной деятельности и применяемые в то время технологии не нарушали экосистему территории.

К десятому веку на Южном Урале из пришедших с Алтая тюрков и местных угров сформировалась нация башкир. С XVI до начала XIX в. башкиры занимали территорию от Волги до Тобола, и от Камы до Урала. Они занимались полукочевым скотоводством и бортничеством. Традиции неразрушающего природопользования на основе законов природы башкиры сохранили до настоящего времени.

В XIII веке башкирские земли вошли в состав Золотой Орды. В 1557 году Башкирия на добровольных началах вошла в состав России, сохранив своё право на свободу и землю. Промышленная революция, давшая начало процессу масштабного разрушения природы, начавшаяся в Европе около 400 лет назад, докатилась до Урала в XVIII веке: были открыты богатые месторождения руд, самоцветов, началось строительство металлургических заводов. Башкиры боролись против строительства городов и заводов на своих землях, но силы были неравны.

События тех лет самый известный уральский писатель П.П. Бажов описал в своих сказах. Он родился в Сысертском заводе (основан в 1732 году), а затем несколько лет жил на Северском (Полевском) заводе (основан в 1735 — 1739 годах).

Река Чусовая берёт своё начало у деревни Сельки в 6 километрах от озера Иткуль. Башкиры считали Чусовую своей рекой и постоянно уничтожали построенные на ней поселения и заводы. В 1724 году русские войска изгнали всех местных башкир на Чусовой и переселили их на озеро Иткуль, в деревни Даутово и Иткуль. Лесная дорога, связывающая в XVIII — XIX веках озеро Иткуль и Сысерть, называлась Иткульской.

В сказе П.П. Бажова «Демидовские кафтаны» рассказывается, что, якобы, Демидов обещал башкирам красные кафтаны, если они уйдут с тех земель, на которых он собирался построить свои заводы. Башкиры ушли, а Демидов не выполнил обещание. Вместо кафтанов его приказчики привезли свинину и бросили в Иткуль, чтобы осквернить религиозные чувства башкир-мусульман. В ответ башкиры содрали с приказчиков кожу — «одели в красные кафтаны». Рассказывают также, что Демидов собирался построить завод и на Иткуле, но башкиры этого не допустили, сохранив тем самым чистоту озера для потомков. В пользу этой версии на берегу озера у реки Исток стоят не характерные для этих мест многовековые тополя в пять-шесть охватов, явно посаженные не местными жителями.

В сказе «Золотой полоз» П.П. Бажов так описывает озеро: «...А Иткуль-озеро на высоком местечке пришлось. Берега — песок да камень, сухим-сухоньки, а кругом сосна жаровая. Как свечки поставлены. Глядеть любо. Вода как стеклышко — все камни на дне сосчитай...» А в лесном том озере жил змей Золотой Полоз, а у него была дочь — Золотой Волос. Красавица выбиралась на Шайтан-Камень и расчесывала золотые пряди. Её похитил башкирский охотник Айлып: любовь дала ему силы унести тяжесть драгоценных волос своей возлюбленной.

В.И. Вернадский
Золотой Волос и охотник Айлып

Ближайший чугуноплавильный и железоделательный завод в те времена был построен в 1761 году в 18 километрах от озера в городе Верхний Уфалей.

В советское время на соседнем с Иткулем озере Синара (примерно 8 км) был основан закрытый город Снежинск (Челябинск-70) — один из центров ядерной программы СССР. Озеро Иткуль стало резервным источником водоснабжения Снежинска и на реке Исток была сооружена плотина, в результате чего уровень озера повысился.

Ещё одно вмешательство в экосистему озера произошло в засушливый период 80-х годов прошлого века. Для водоснабжения Свердловска был проведен экстренный забор большого количества воды и озеру был нанесен серьёзный ущерб. Предполагалось, что для восстановления естественного уровня воды потребуется 50 лет, но природа довольно быстро залечила эту рану.

В XX веке Иткуль стал местом массового отдыха жителей близлежащих городов: Верхнего Уфалея, Снежинска, Полевского, Екатеринбурга. Практически все доступные берега озера заняты базами отдыха и платными пляжами. В деревнях Даутово и Иткуль по-прежнему живут башкиры, там есть мечети и школьники изучают историю и культуру своего народа. Но появилось и много городских дачников.

Озеро Иткуль
Озеро Иткуль

В 1997 году на Иткуль впервые приехали участники экспедиции клуба здоровья «Вита» из Екатеринбурга. Клуб был организован по инициативе Г.С. Шаталовой (Москва) в 1989 году. Галина Сергеевна — врач-нейрохирург, кандидат медицинских наук, лауреат премии имени академика Н.Н. Бурденко. За 70 лет своей работы она прошла путь от рядового врача до крупного ученого, участвовала в двух войнах, работала начальником сектора отбора космонавтов в Институте космических исследований АН СССР, экспериментировала в НИИ физкультуры и спорта. Но не это принесло Шаталовой мировую известность, а плоды её длительных исследований в области нейрохирургии и многолетних занятий различными оздоровительными практиками — Система Естественного Оздоровления (СЕО), включающая в себя все аспекты взаимодействия человека с окружающим миром: дыхание, питание, движение, закаливание, межличностные контакты в социальной среде.

Главным же в СЕО является осознание человеком личной ответственности за своё здоровье, здоровье окружающей среды и всего живого на Земле [12]: «…Ведущая мысль этой системы о нерасторжимом единстве человека и природы, Земли, Вселенной в целом, высказывавшаяся ещё в глубокой древности, понимание её как разумного начала, опирающегося на идею вселенского разума, в последние годы всё увереннее пробивает себе дорогу в общественное сознание. Одни отождествляют этот Высший Разум с Богом, другие с миром идеальных сущностей, третьи — с миром законов, управляющих всеми происходящими во Вселенной процессами».

СЕО стала образом жизни многих людей и показала высокую эффективность в преодолении тяжёлых заболеваний без лекарств и медицинских процедур, прошла суровую проверку в сверхмарафонских пробегах, в экстремальных условиях многодневных пеших походов в тайге, пустыне и в горах.

Эффективность и результативность своей системы Галина Сергеевна показала на личном примере — она прожила 95 лет и до последних дней вела активную творческую жизнь. Многие тысячи людей благодаря системе естественного оздоровления обрели своё здоровье и счастье, а самым главным продолжателем её дела является клуб здоровья «Вита». Сейчас клуб имеет статус региональной общественной организации и работает уже 28 лет при УГГУ (Уральском государственном горном университете) под руководством председателя совета клуба, профессора УГГУ Константина Павловича Порожского.

«Человек естественный живёт по законам природы, а человек искусственный повинуется лишь собственным желаниям и привычкам» — считала Г.С. Шаталова. Жители больших городов утратили связь с природой, и чтобы эту связь восстановить, клуб «Вита» как можно больше своих мероприятий проводит за городом, а экспедиция на озеро Иткуль в летние месяцы стала реальной возможностью погружения человека в природную среду.

Как оказалось, на месте, выбранном для базового лагеря экспедиции недалеко от лесничества, более пяти тысяч лет назад было поселение древнего человека. Каждый год озеро выносит на берег глиняные черепки, амулеты, костяные и кремниевые наконечники стрел и копий, скребки для обработки шкур. Экспедиция получила название «Заветный берег» — в знак воплощения заветов далёких предков и желания её участников вновь вернуться на Иткуль. От этого притягательного и гостеприимного озера люди черпают заряд энергии и здоровья, но взамен ответственно относятся к чудесному уголку природы. Бережная забота о чистоте здесь на первом месте. Участники экспедиции собирают мусор, оставленный на берегу «дикими» туристами и отдыхающим, а из пластиковых бутылок витовские умельцы собирали катамараны, на которых совершали прогулки по озеру. На территории лагеря заложен настоящий дендропарк из нескольких десятков различных деревьев и кустарников, основу которого составили саженцы дуба.

Стратегической целью экспедиции «Заветный берег» стало формирование экологического мировоззрения и воссоздание общинного уклада жизни в гармонии с окружающим миром. Мировоззренческой основой деятельности клуба «Вита», наряду с Системой Естественного Оздоровления Г.С. Шаталовой, стали авторские работы и практические методики К.П. Порожского, Р.Д. Порожской, А.И. Щинова, А.Г. Гаренских, С.Ю. Батурина, В.Т. Батуриной, Ю.М. Нестерова, Т.А. Усатых, С.В. Наймушиной, А.В. Долженкова, М.П. Телегиной [13-23], Г.С. Чеурина [24-25], В.В. Московкина [26].

В.В. Московкин, руководитель этно-экологической экспедиции «Былина», автор книги «Вселенский домострой», так сформулировал смысл и цель жизни человека на Земле: «...Мир Природы, мир Человечества и Горний мир составляют великое триединство мира Божьего, кормля и окормляя, служа и придавая служением смысл всему живущему, несущему «живу» в теле своём.

Это триединство издревле великими мыслителями мира людей называлось таким понятием, как «Земля — Человек — Космос». В этом триединстве Человек — связующее звено, без которого бессмысленно существование и Земли, и Космоса. Повзрослев духовно и перейдя в Горний мир из мира Дольнего, Человек обретет новое триединство. Он покинет материальный (материнский) мир и обретёт мир духовный, но всегда будет хранить свою любовь к матери- Земле и вновь народившемуся человечеству».

Базовый лагерь экспедиции «Заветный берег» — это прекрасно оборудованное и уютное место, включающее в себя палатки, кухню, полевую баню, мастерские для гончаров, столяров, художников, портных, спортивные площадки для игр и праздников, крытый павильон — традиционное место сбора для лекций и вечернего костра, сказочный детский городок и многое другое, необходимое для реализации разнообразной и увлекательной программы экспедиции. Свою душу, творчество и смекалку в обустройство лагеря внесла команда из более сотни инструкторов во главе с К.П. Порожским, А.К. Порожским, Р.Д. Порожской, В.Н. Россохиным, В.П. Урядовым.

Заветный берег
Заветный берег

Программа экспедиции включает в себя: разнообразные физические нагрузки (пешие и водные походы, гимнастику, бег, плавание, скалолазание, спортивные состязания и народные игры); лекции и беседы о здоровом образе жизни; творческие мастерские (лепка из глины, изготовление поделок из природных материалов, рисование, шитьё, вышивка, плетение); экскурсии с целью изучения природы, сбора лекарственных трав и ягод; народные праздники и посиделки у костра с гитарой. Общинный уклад жизни в лагере включает в себя совместный труд по благоустройству территории, приготовлению пищи, заготовке дров. Важнейшей задачей экспедиции является возрождение народных традиций, этнической культуры, как основы физического, нравственного и духовного здоровья народа, семейных ценностей, развития творческих способностей человека. Дети являются полноправными участниками экспедиции, здесь много многодетных семей, а воспитание в общине происходит не только в отдельной семье, но и «всем миром».

Местные жители и постоянные отдыхающие на Иткуле за много лет хорошо узнали участников экспедиции, которые обследовали все знаковые места и достопримечательности озера и его окрестностей. Эти весёлые, открытые, доброжелательные, активные, любознательные люди, носители «витовской» культуры, вселяют оптимизм и показывают пример здорового образа жизни и бережного отношения к природе. Девиз витовцев — «Хорошо там, где мы есть».

В настоящее время клуб совместно с администрациями городов Полевского и Верхнего Уфалея и общественностью проводит работу по созданию в окрестностях Иткуля «Парка иткульской культуры» — примера связи времён и развития традиций жизни человека в гармонии с природой.

Экспедиция «Заветный берег» имеет своё продолжение: отсюда берут начало экспедиции «Былина», «Сибирский путь», «В гармонии с природой» и многие другие творческие начинания.

Деятельность «витовского» сообщества, включающего в себя несколько тысяч человек разного возраста, национальностей, вероисповедания, профессий, социального статуса, в числе которых более ста инструкторов, состоит из еженедельных занятий (бег, гимнастика, лекции); встреч с интересными людьми; выездных школ здоровья; летних экспедиций; организации фестивалей здоровья и традиционных народных праздников: Рождества, Крещения, Масленицы, Троицы, Ивана Купалы; паломнических и туристических поездок по Уралу и России.

Постоянными партнерами клуба «Вита» являются: Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, администрации городов Верхнего Уфалея и Полевского, Уральский государственный горный университет, Уральский экологический союз, Центр казачьей культуры при УГГУ, ансамбль «Багренье», Свердловская общественная организация «Здравая Рассея», Уральский монтажный техникум.

Об уникальном опыте клуба «Вита» изданы книги и методические пособия, сняты телепередачи и видеофильмы, опубликованы десятки статей в СМИ, имеется свой сайт www.vitaclub.su.

Г.С. Шаталова
Г.С. Шаталова

Исторический процесс освоения человеком Земли вышел на глобальный уровень. Существовавшие ранее на локальных территориях планеты разные цивилизации по мере роста населения и расширения территорий влияния столкнулись в конфликтах интересов и оказались в глобальном кризисе, который угрожает существованию всего человечества.

До сих пор процесс расширения занимаемой территории локальных цивилизаций проходил на основе доминирования расовых, национальных, идеологических, религиозных, политических и экономических интересов. Этот путь привёл всё человечество к цивилизационному кризису. Современный мир агрессивно глобализуется под флагом рыночной экономики, целью которой является рост экономики любой ценой и удовлетворение материальных потребностей человека без учёта негативных последствий для природы и человечества в целом.

Альтернативным вариантом формирования единого человеческого сообщества с единой целью является глобализация на основе народной традиции (этнической культуры) разных народов — выработанная веками система взаимодействия человека с природой, обществом, Вселенной и Богом. По законам природы биоразнообразие — это благо. Чем разнообразнее составляющие системы, тем она устойчивее. А стремление к монополизму ведёт к разрушению всей системы.

Одними из первых о «новом видении мира», общности всего человеческого рода на основе этнической и личностной самобытности заявили участники Иссык-Кульского форума, созванного в 1986 году известным киргизским писателем, человеком с планетарным мышлением Ч.А. Айтматовым. В его понимании весь мир «складывается как сложная мозаика национальных культур Востока и Запада, Европы и Азии».

Вопросы значения этнической культуры народов для будущего человечества широко обсуждались на аркаимских чтениях «Горизонты цивилизации» в работах Г.Б. Здановича [27], А.И. Иванова [28], Е.Т. Карпушевой [29], Е.В. Куприяновой [30], И.П. Лобанковой [31], В.В. Московкина [32], А.Г. Палкина [33], Г.В. Ращупкина [34], Т.В. Савельевой [35], Г.С. Чеурина [36]. Религиозно-мифологическое мировоззрение жителей Аркаима основывалось на универсальном вселенском (космическом) законе, в основе которого лежит понимание единства и взаимосвязи человека, природы и космоса, что обусловило экологичность жизнедеятельности аркаимцев: их хозяйственная деятельность встраивалась в экосистему, а не разрушала и перестраивала её.

На круглом столе «Изборского клуба», состоявшемся в национальном парке «Угра» (Калужская область), известный российский писатель и общественный деятель А.А. Проханов отметил [37]: «...И в этом понимании религиозное сознание сливается с сознанием природным, языческим. И отношение к природе сегодняшнего человека должно быть религиозным, мистическим, связанным с благоговейным отношением к жизни... Мне кажется, что божественная справедливость, в отличие от социальной справедливости, от справедливости исторической, связана с установлением гармонии между всем сущим. Господь сотворил мир гармоничным, и он оставался таковым до порчи, которую привнес человек... И христианство, и ислам порицают язычество. А православие не отвергает язычество, оно его обняло, прижало к своему сердцу, оно языческую веру преобразило, не истребив его таинственной сущности и энергии. Оно включило его в число своих праздников, своих молитв, своих верований».

Архимандрит Венедикт (Пеньков) подтверждает эту мысль: «Народ из множества людей состоит, и у каждого может быть своё понятие правды. Язычники не знают законов, естеством законное творят. То есть по естеству правды».

На одиннадцатом Конгрессе антропологов и этнологов России «Контакты и взаимодействие культур», проходившем в Екатеринбурге в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» А.В. Головнёв, президент Ассоциации антропологов и этнологов России, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН выделил главное [38]: «Все идеологии мира и все мировые религии в своих доктринах претендовали на превосходство над этничностью, на её преодоление. Этничность все время пытаются как-то подавить, устранить, но она не поддаётся никакому воздействию, преображению, поскольку она есть природа человека. Ещё недавно господствовавший в России по западному образцу конструктивистский подход к этничности и теория «плавильного котла» замещаются другими представлениями. Время (то, что происходит сейчас, особенно в Европе) показывает, что эта теория не работает, так же, как теория мультикультурализма. Отсюда — актуализация антропологии и этнологии».

Урал — опорный край державы
Урал — опорный край державы

Сегодня все говорят о необходимости духовного возрождения России, о цели, которая могла бы объединить и вдохновить весь народ. При этом большинство россиян разделяют мнение, что главные наши ценности — это уникальная природа, великая история и богатейшая культура народов России. Грандиозная цель, достойная России — это осуществление мечты всего человечества о построении ноосферной цивилизации, «сферы разума», идеального общества, рая на Земле. В этом, возможно, и реализуется особая духовная миссия России, о которой все так много говорят. Для этого у России есть всё: обширные территории ещё нетронутой природы, огромный творческий потенциал народа, уникальный этнический опыт народов жизни в гармонии с природой. Для этого необходима политическая воля руководства страны, объединение духовных лидеров многонационального российского народа и консолидация всех здоровых сил общества.

Урал всегда был «опорным краем державы». Вот и сегодня на Урале, отвечая на вызовы времени, идут процессы по формированию более экологичной системы жизнедеятельности, основанной на законах природы. Дело это не простое, но уральцы всегда отличались смекалкой и умением находить выход в самых трудных ситуациях. И клуб здоровья «Вита» — один из тех, кто прокладывает путь в экологичное будущее человечества. У витовского сообщества уже есть свой «Заветный берег», свой Ковчег. А, как сказано: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся другие». И всё остальное вокруг.

Мы стараемся на практике реализовать напутствие научного руководителя клуба Г.С. Шаталовой, сказанное в дни празднования её девяностолетнего юбилея осенью 2006 года в Екатеринбурге: «Мы в сердце России, и каждый обязан делать всё то, что он может сделать. Сейчас настала решающая пора и нам надо только осознать это. Надо стать настоящими людьми, чтобы Россия стала оплотом счастья!»

г. Екатеринбург, 2016 г.

  • Библиографический список
    1. Аксенов, Г.П. В. Вернадский [Текст] / Г.П. Аксенов. — М.: Молодая гвардия, 2010. — С. 443.
    2. Зараев, А. Что делать Земле, на которой завелись люди? [Текст] / А. Зараев // Аргументы недели. — 2015. — 29 декабря (№50). — С. 12-13.
    3. Флоренский, П.А. Письма с Дальнего Востока и Соловков [Текст] / П.А. Флоренский. Сочинения. В 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1998. — С.538.
    4. Святогорец, Паисий. Надо сделать свою жизнь проще, дабы избавиться от душевной тревоги [Текст] / Паисий Святогорец // Православная газета. — 2003 от Р.Х. -№19. — С.10.
    5. Венедикт (Пеньков), Архимандрит. Оптина проповедь [Текст]/ Архимандрит Венедикт (Пеньков)// Завтра. — 2016. — январь (№2). — С.5
    6. Шишин, М.Ю. Ноосфера, культура и культурный ландшафт [Текст] / М.Ю. Шишин. — Новосибирск, 2003. — С.183.
    7. Рундквист, Н.А. Урал. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия [Текст] / Н.А. Рундквист, О.В. Задорина. — Екатеринбург, 2013. — С.163.
    8. Бельтикова, Г.В. Иткульские поселения [Текст] / Г.В. Бельтикова. Археологические исследования на Урале и в Западной Сибири. — Свердловск, 1977.
    9. Берс, Е.М. Археологические памятники Свердловска и его окрестностей [Текст] / Е.М. Берс. — Свердловск, 1963.
    10. Сальников, К.В. Некоторые итоги и проблемы изучения древней истории Урала [Текст] / К.В. Сальников. Из истории Урала. — Свердловск, 1960.
    11. Стоянов, В.Е. Классификация и периодизация западносибирских лесостепных памятников раннего железного века // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири [Текст] / В.Е. Стоянов. — Томск, 1970.
    12. Шаталова, Г.С. Философия здоровья [Текст] / Г.С. Шаталова. — М.: 1997.
    13. Наседкин, В.А. Физическая культура в полевых условиях [Текст] / В.А. Наседкин, К.П. Порожский, А.И. Щинов. — Екатеринбург, 1996.
    14. Клуб «Вита» - 10 лет поиска. Опыт практического изучения системы Г.С. Шаталовой [Текст] / под ред. К.П. Порожского. — Екатеринбург, 1999.
    15. Практические рекомендации по освоению Системы Естественного Оздоровления Г.С. Шаталовой [Текст] /Клуб здоровья «Вита». — Екатеринбург, 2002.
    16. Растем вместе с радостью [Текст] / под редакцией К.П. Порожского. -Екатеринбург, 2009.
    17. Встречи с Учителем. [Текст] / Клуб «Вита». — Екатеринбург, 2012.
    18. Порожский, К.П. Движение к источнику здоровья [Текст] / К.П. Порожский, С.Ю. Туркина // Горизонты цивилизации: материалы Четвертых аркаимских чтений, Аркаим, 21-24 мая 2013 года. — Челябинск: Энциклопедия, 2013. — С.214-219.
    19. Практика естественного оздоровления [Текст] / под ред. К.П. Порожского. — Екатеринбург, 2014.
    20. Порожский, К.П. В поисках естества Текст // Семья и будущее России: материалы V международной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2008. — С.35-39.
    21. Растем вместе с радостью Коллективная монография Текст // под ред. К.П.. — Екатеринбург, изд. «Стягъ». 2009. — С. 116.
    22. Порожский, К.П. Воспитательный потенциал экспедиции «Возвращение к истокам» Текст // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Воспитание гражданина и патриота: пути развития национальной и гражданской идентичности средствами общего и дополнительного образования. — Екатеринбург, ООО «Меридиан», 2013. — С. 116-119.
    23. Практика естественного оздоровления Текст // Пособие. УГГУ. — Екатеринбург, ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2014. — С.120.
    24. Чеурин, Г.С. Школа экологического выживания [Текст] / Г.С. Чеурин. — Екатеринбург, 1992.
    25. Чеурин, Г.С. Самоспасение без снаряжения [Текст] / Г.С. Чеурин. — М., 2000.
    26. Василич, В. Вселенский Домострой [Текст] / В. Василич. — Екатеринбург, 2014.
    27. Зданович, Г.Б. Достижения культуры «Страны городов» бронзового века Южного Урала как ценностный ориентир и историко-культурный потенциал современности [Текст] / Г.Б. Зданович, Т.С. Малютина // Горизонты цивилизации: материалы Пятых аркаимских чтений, Аркаим, 27-30 мая 2014 года. — Челябинск: Энциклопедия, 2014. — С.83-103.
    28. Иванов, А.В. Евразийский культурно-географический мир и альтернативные стратегии глобализации [Текст] / А.В. Иванов // Горизонты цивилизации: материалы Вторых аркаимских чтений, Аркаим, 24-27 мая 2011 года. — Челябинск: Энциклопедия, 2011. — С.86-98.
    29. Карпушева, Е.Т. Глобальная идея о глубинном родстве всего живого в верованиях манси [Текст] / Е.Т. Карпушева // Горизонты цивилизации: материалы Третьих аркаимских чтений, Аркаим, 22-25 мая 2012 года. — Челябинск: Энциклопедия, 2012. — С.65-72.
    30. Куприянова, Е.В. Вопрос об этнолингвистической принадлежности жителей Аркаима и «Страны городов» в свете национальной идеи [Текст] /Горизонты цивилизации: материалы Пятых аркаимских чтений, Аркаим, 27-30 мая 2014 года. — Челябинск: Энциклопедия, 2014. — С.128-153.
    31. Лобанкова, И.П. Древняя цивилизация Южного Урала: от пещеры Шульган-Таш до протогорода Аркаим в диалоге с современной культурой [Текст] / И.П. Лобанова // Горизонты цивилизации: материалы Вторых аркаимских чтений, Аркаим, 24-27 мая 2011 года. — Челябинск: Энциклопедия, 2011. — С.122-139.
    32. Московкин, В.В. Судьба России или глобальный мир по-русски [Текст] / В.В. Московкин // Горизонты цивилизации: материалы Третьих аркаимских чтений, Аркаим, 22-25 мая 2012 года. — Челябинск: Энциклопедия, 2012. — С.210-217.
    33. Палкин, А.Г. Мировоззрение древних индоевропейцев в контексте современных идеологических парадигм [Текст] / А.Г. Палкин // Горизонты цивилизации: материалы Четвертых аркаимских чтений, Аркаим, 21-24 мая 2013 года. — Челябинск: Энциклопедия, 2013. — С.182-199.
    34. Ращупкин, Г.В. Традиционная народная культура как основа ноосферного воспитания, образования и просвещения [Текст] / Г.В. Ращупкин // Горизонты цивилизации: материалы Четвертых аркаимских чтений, Аркаим, 21-24 мая 2013 года. — Челябинск: Энциклопедия, 2013. — С.219-228.
    35. Савельева, Т.В. Цивилизационная модель в русском фольклоре [Текст] / Горизонты цивилизации: материалы Четвертых аркаимских чтений, Аркаим, 21-24 мая 2013 года. — Челябинск: Энциклопедия, 2013. — С.228-235.
    36. Чеурин, Г.С. «Северный» вариант экологического воспитания [Текст] / Г.С. Чеурин // Горизонты цивилизации: материалы Четвертых аркаимских чтений, Аркаим, 21-24 мая 2013 года. — Челябинск: Энциклопедия, 2013. — С.235-241.
    37. Проханов, А. Россия заповедная [Текст] / А. Проханов // Завтра. — 2015. — (№ 41). — С. 1, 4.
    38. Головнёв, А.В. Легко ли быть разными? [Текст] / А.В. Головнёв // Наука Урала. — 2015. — (№ 16). — С.5.