О крещенских купаниях, верующих и неверующих

Думаю, что складывающаяся в нынешней России традиция крещенских купаний смешивает в общественном сознании две совершенно разные и, более того, несовместимые идеи, две цели.

Первая — телесного здоровья. Вторая — святости.

Крещенское купание и здоровье

Вера в то, что чудодейственная вода в крещение даст исцеление, ни на чём не основана, это чистейшее суеверие, придание воде в сознании своём магических свойств. Магических — в смысле действующих автоматически, не зависимо от состояния души. Искупаюсь и стану крепче, на весь год здоровья хватит. (Возможные положительные примеры только докажут силу самовнушения, не более.)

Почему?

Мои наблюдения за регулярно купающимися показывают, что уровень здоровья, соответствующий уровню углекислого газа в крови (определяется по приборам или по особой методике), у «моржей» за зиму не прибывает. Налицо бодрость, хорошая трудоспособность, эмоциональный подъём. Без купания — скучают, вянут. Многие здоровые люди, как молодые, так и пожилые, получают от купания настоящее наслаждение. По их словам, оно сравнимо с действием наркотиков.

Однако, как всемирно известный адепт «русского закал-бега», очень уважаемый мною Михаил Михайлович Котляров, так и купавшийся 30 лет подряд пропагандист моржевания В.С. Гребёнкин, умерли от рака простаты. Закалявшийся много лет известный журналист Стив Борисович Шенкман умер от рака толстой кишки. Вывод: закаливание не даёт иммунитету силы предупреждать и бороться с опухолями.

Знаменитый екатеринбургский морж, чемпион России по зимнему плаванию А.Малахов знает, что такое и насморки и простуды, как он сказал в одном из интервью. Один из моих пациентов, интеллектуал, известный профессор, регулярно купавшийся в Крещенский праздник, в прошлом году внезапно погиб от обширного инсульта. Что это за профилактика такая, если респираторные вирусы не побеждаются и сосуды не становятся здоровее? В профилактическом смысле — это же просто фикция! Читал, что заболеваемость инсультами и инфарктами у моржей, не отказавшихся от употребления спиртного (особенно после купания!) вообще не меньше, чем в общей популяции (куда входят и бомжи, и алкоголики, и тяжёлые «гипертоники» с высоким риском осложнений).

Порфирий Иванов умер, едва перешагнув 80-летний рубеж. Какая часть 90 — 100-летних моржуется? Вывод: стремление к долголетию и моржевание — из разных «опер».

Преодолеть очаги хронической инфекции только с помощью холода, закаливания, также не удаётся. Они остаются и служат источником катастроф у тех, кто продолжает упорно купаться в проруби, не обращая внимания на глубокий кариес, хронический гайморит и гнойный тонзиллит. Один из таких «моржей» на моих глазах перенёс острый сепсис. Его убеждали, что с таким закаливанием надо повременить или закончить. Он не поверил нам. Вторая волна сепсиса оказалась очень тяжёлой, с поражением клапанов сердца. Пришлось вынести тяжёлую операцию по замене клапанов, до конца дней он вынужден будет принимать лекарства и регулировать свёртываемость крови и другие параметры под контролем квалифицированных врачей. Так нерассудительное, «на веру», отношение к одному из природных факторов оздоровления и упорное стремление к свободе может на всю жизнь поставить человека в тяжёлую зависимость от лекарств, без надежды на освобождение, и сделать его телесной обузой для ближних и для общества.

Понятно, что с оздоровительной целью не надо купаться беременным и кормящим, если они этого никогда не делали. Если у человека нарушен ритм сердца, ему следует подумать, кто и как будет его вытаскивать из проруби и реанимировать голого среди толпы, если это сердце при перепаде температур и в стрессе, остановится.

Кроме того, православные знают, что человек, погибший не за Отечество, не выполняя свой гражданский долг, а например, переплывая речку на спор, — самоубийца. Его нельзя хоронить рядом с православными, его нельзя даже отпевать в церкви. Куда пойдёт его нераскаянная душа? Церковь за таких людей не молится!

Я — за закаливание. Повышайте холодовые нагрузки постоянно, но постепенно, последовательно, но посильно. Этому учат в Екатеринбурге, например, в клубе «Вита» при Горном университете. Многие беременные продолжают обливаться вплоть до родов, знаю таких. Дай им Бог здоровья. Рожают великолепно. Будьте бодры и свободны от таблеток, живите без соплей!

Но знайте: возможности закаливания в оздоровлении ограничены! Не надо его переоценивать. Очевидно, что здоровым можно быть и в Африке, где холодовая закалка не работает. А надеяться на исцеляющее действие однократного окунания просто глупо.

Вообще делать что-то не раздумывая, заодно с толпой нецерковных и вообще неверующих людей, по моде — это постыдный для христианина образ действий. А когда к этому примешивается гордость, тщеславие, самомнение, самолюбование, риск щекочет нервы, удаль залихватская рвётся из души, мат и смех стеной стоят над прорубью — это просто отвратительно.

Крещенское купание и святость

Господь преображает и освящает в этот великий день водную стихию всей планеты Земля. Для всех людей независимо от веры. Моя мать жила на Эльмаше и наливала воду в бутылку ночью после церковной службы из-под крана. Пила с молитвой. Одна из таких бутылок стояла лет восемь рядом с иконами и не протухла. Магическая жидкость? Нет, святыня. В чём разница?

Каждый вменяемый христианин знает, что болезни происходят от «косяков» и ошибок в поведении и в мыслях, в общем — от грехов. Прикосновение к христианской святыне (какой и является для нас крещенская вода) исцеляет верующего во Христа пропорционально мощи его веры. Это чётко указано в Евангелии и подтверждается всей двухтысячелетней практикой Православной Церкви. Подчеркну. Пояс Богородицы исцеляет от бесплодия женщину, верующую во Христа. Исцеляет силою Христа. Исцеляют не магические свойства ткани пояса, Христос исцеляет!

Если верующий во Христа человек, понимая, что нагрешил порядочно, наложит на себя такую обязанность для искупления, захочет совершить подвиг во имя Христа, принести Богу такую именно жертву и одновременно прикоснуться к святыне, кто же будет против? Такой человек благословится на это дело у священника, к которому ходит исповедоваться, а потом благоговейно, творя про себя молитву, со страхом Божиим и верой подойдёт к Иордани и примет это испытание как второе крещение. Примет эту обжигающую воду, чтобы тело почувствовало, «что оно тоже виновато», как говорил один из Отцов нашей Церкви, объясняя смысл поста.

Для европейца такое зимнее купание — это просто безумие. В их языках нет слова «крещение», в переводе на русский глаголы, которые они применяют, означают погружение. А для нас это погружение — действительно знак принятия Христа, принятия на себя своего креста, мучений. В земном, телесном смысле и само таинство Крещения — не безумие ли это? Ну зачем, спрашивается, нынешнему европейцу мучения?

С другой стороны, в этом именно смысле креститься для здоровья по совету целителей — вообще бред! Почитайте последование крещения. Там же великие обещания и клятвы даются. Кому? Богу. А кто клянётся? Клянётся сам крещаемый или его крёстные отец и мать (принимая на себя всю ответственность за его дальнейшую жизнь!), если он несмышлёныш. И священник предлагает повторить некоторые слова трижды, почитайте! Крестясь, мы начинаем называться христианами, верными, мы обязуемся подражать Христу, но все же знают, что его приколотили гвоздями…

Отдавать свою жизнь Христу, одновременно надеясь как можно дольше услаждаться здоровьем своего тела? Это же просто нелогично! Или мы знаем, что произносим ложные клятвы за крестника своего, лишь бы ребёночек не болел?! Получается, что по совету безумного экстрасенса мы пытаемся Бога обмануть?! Неужели мы думаем, что может остаться безнаказанной такая безумная наглость?

С любовью принимает Господь душу того, кто искренне крестится, принимает его жертву в этот переломный, великий и страшный момент его жизни. Тот, кто крестился взрослым, наверняка запомнил его, этот момент. И ободряет нас: «…когда вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет, и радости вашей уже никто не отнимет». Ни с чем земным не сравнимой духовной радости.

Так и тело наше утешается необыкновенно приятной теплотой и восторгом всех чувств, когда разотрёшься после проруби. Как родильница пребывает в радости, забыв скорби родов, и мы не помним той скорби, когда ввергали тело в ледяную воду на жутком морозе, и тяжёлая тёмная вода смыкалась над нашей головушкой. И тело наше жалеет Господь, и его утешает.

Так вот, человек верующий не будет орать, подбадривая новичков, и хохотать в толпе у проруби, постарается купаться подальше от женщин в бюстгальтерах и трусах, не будет никому о своём купании рассказывать, как об Исповеди. А у проруби он помолится, может быть, даже заплачет, и примет все возможные дискомфорты, простуды и отморожения как маленький подзатыльник за свои бесчисленные гадости ближним и Господу. Одна монахиня с такими именно мыслями купалась в 40-градусный мороз с ветром. По её словам, дойдя до кельи, она была похожа на чупа-чупс и двигалась с трудом. Смешно?

Господь спас подвижницу. Но и смерть она приняла бы с благодарностью. Для здоровья, что ли она купалась? — да не дай Бог!

Как это не похоже на шарташские купания с их демонстративностью, визгом и самодовольством! Ну не действует крещенская вода магически, вне зависимости от наших мыслей, нашего душевного настроя, нашей готовности принести жертву Богу. И если её нет, этой готовности, а есть только желание «здоровья хапнуть», то результат может быть неожиданным. Господь же всё видит, ребята!

Крещенское купание — личный опыт автора

Я периодически купаюсь около 20 лет. Ради хорошего самочувствия, с хорошей компанией, а если удаётся совместить это с банной процедурой — считаю это за редкое счастье, подарок для тела. Окунался неоднократно и на Крещенье. В прошлом году не купался, холодно было, проявил осторожность. Не расстраиваюсь, найдёт меня другой подвиг для смирения…

Пишу в надежде, что прочитавшие спросят себя: зачем я купаюсь? — и честно себе ответят. Потому что путаница в двух простых, но одновременно сложных понятиях, может очень дорого нам стоить. Цена-то ведь не только простуда, ценой может оказаться Царство Небесное, братья и сёстры!

Простите ради Христа, если кого-то обидел!

Раб Божий Андрей

Печать