Путём железных караванов (отчёт)

Виктор Московкин

Даты экспедиции: 9 — 17 июня 2013 года. Маршрут: Екатеринбург — с. Чусовое — с. Ёква — г. Чусовой — г. Пермь, всего 350 км по воде и 60 км по таёжным дорогам Шалинского района.

Даты экспедиции: 9 — 17 июня 2013 года.

Состав экспедиции: Московкин В.В.(руководитель), Шиц А.Я., Симакова О.К., Виктор Николаевич, Окорокова Н.Г., и с ней пять девчат (Ирина, Светлана, Жанна, Ольга, Юля) из клуба «Большая рыба» этно-культурного фонда «Нанук» города Перми;

Маршрут экспедиции: Екатеринбург — с.Чусовое — с. Ёква — г. Чусовой — г. Пермь, всего 350 км по воде и 60 км по таёжным дорогам Шалинского района.

Первый день.

Подъём в 6 часов утра. Рассвет. В окно с западной стороны дома (это куда нам сегодня ехать) во весь проём изогнулась радуга. В этом году это первая такая радуга, так ярко, чтоб на весь горизонт, опираясь на обе свои «опоры». Радуга вселяет надежду, а надежда нам очень нужна. Всю последнюю неделю нещадно льют дожди, холодно. С десяток кандидатов на экспедицию, дав первоначально согласие, отказались от участия. Теперь нас только трое, нам наконец-то засветило солнце, и открылись радужные врата.

Выезжаем в 8:00, как и рассчитывали, пробок нет — воскресенье. К 11:00 мы уже в Чусовом. Собираем бай-дар-ку — малый дар уже безвестного белого бая северным поморским народам. Собираем одну трёхместку (нет времени), хотя хотели идти двумя байдарками, по соображениям безопасности. Позже выясняется, что отказ от второй байды оказался судьбоносным, повезло нам этот раз.

Едем по таёжным дорогам, что называется, без твёрдого покрытия. Уж кто её успел высушить так скоро, после июньских ливней, только вчера закончившихся — не знаю. Но нам опять везёт. А везёт нас Виктор Николаевич. Не знаю, кем он был в прошлой жизни (до Виты), но с устройством байдарочного «Тайменя» разобрался на раз-два, чем оказал нам неоценимую помощь.

Откликаюсь на просьбу всего экипажа, и мы заезжаем осматривать с. Харёнки. Чусовая вспучилась в своих тесных берегах и залила дорогу до села, поэтому едем окольными дорогами. Кое-кто занервничал, глядя на разбушевавшуюся водную стихию. Однако виду не подаём, слабость перед таким сплавом — ни к чему.

У ворот скита Андрея Критского, что на Харёнковской горе, нас встречают сразу трое монахов. Это, считай, нам снова повезло, так как большинство «туристов» оказываются перед закрытыми дверями. Монахов-то здесь всего трое, и храм чаще всего бывает открыт только на время службы. Объясняем монахам цель нашей экспедиции, и получаем благословление от всех сразу. На висячий мост и памятник Демидову смотрим лишь издали, дорогу отгородили элитные коттеджные комплексы. Так что к ним можно подойти только с воды.

Старт от посёлка Ёква. Нас подхватывает мутный поток разбушевавшейся Чусовой, на берегу остаётся Виктор Николаевич. Привычно заработали руки, выровняли наше утлое судёнышко на стрежень. Так идти нам семь дней, практически без связи и поддержки с берега, через дождь и против ветра до города Чусовой, который готовился в эти дни к празднованию собственного юбилея, и ему было совсем не до нас.

По ходу выясняю, что байдарочный стаж у матросов почти никакой. Представляю, что бы было, если б мы расселись по разным байдаркам. Пока радуемся быстрому течению и быстрому ходу, прямо на воде проходит инструктаж и курс «молодого сплавщика». Экипаж скорей зрел, чем молод, обучаемся быстро, в три дня управились.

На втором часу путешествия пристаём к берегу, где два с половиной столетия назад разрешилась от бремени сыном Никитой молодая жена Акинфия Демидова. Никита это событие крепко запомнил и, чтобы помнили и другие, повелел поставить на сём месте памятный каменный крест, а на камне-бойце, что напротив, высечь такой же на скале. На кресте высечена хорошо сохранившаяся надпись о том, что кавалер и советник, да ещё дворянин Никита, вот тут и родился.

Ещё через час, пожалуй, не менее знаменитое, хоть и хуже оформленное место, где Красная Армия поворотила армию адмирала Колчака назад на Дальний Восток. Пройдя 16 км пути, мы встали на первую ночёвку у камня Осиновый. Болели с непривычки руки, сняли с матроса Ольги, далее именуемой Княжной, обнаглевшего клеща. А в остальном всё было классно. Мы выполнили дневное задание, подкрепились чудесным «шаталовским» ужином «от Княжны» и провалились под соловьиные трели и кряки обеспокоенного селезня в завтрашний день.

День второй.

Просыпаемся, а птицы всё поют и крякают. Будит нас солнышко, так как после его восхода в палатке оставаться практически невозможно — духота, а ведь некоторые ночью буквально продрогли от холода. Такие вот контрасты на ещё не прогревшейся Чусовой в июне.

Отмечаем, что нет шума машин, но шумит и плещется Чусовая, воздух «вкусен», что хоть на бутерброд его намазывай, птицы просто превзошли себя, ублажая своих подруг, сидящих на кладке. Всю дорогу нас сопровождают цапли, уводя от своего гнезда. Дойдя до границ своей территории, эстафету принимает другой «цаплин муж». Зазевавшийся селезень стремительно от гнезда на другой берег пересекает реку, изображая из себя подранка, тревожно пищат и клекочут коршуны и копчики, когда мы подходим к скалам с их гнёздами. Но мы здесь с миром и у нас другие задачи. А задача на день второй — пройти больше тридцати километров с выходом в устье Серебрянки и посёлке Кын.

Устье Серебрянки, когда-то небольшое село, впоследствии заброшенное, ныне вновь обитаемо. Здесь расположились молодые предприниматели с комплексом услуг для туристов. Мы, конечно с сожалением посмотрели на баньку и тарзанку, но, как говорится, «труба зовёт», а «время не терпит». Здесь более 400 лет назад остановилось Ермаково войско на два дня. Здесь Ермаком было принято решение служить не Строгановым, но России, и он обратил свои струги-лебеди вверх по Серебрянке навстречу подвигу и Славе, накрепко связав свою судьбу с судьбой России. Были у России и другие победы, но кто сейчас помнит имена полководцев, одолевших ногайскую орду или взявших Астрахань? А ведь враг был, возможно, покруче Кучума. Ермак своей блестящей победой окончательно разрушил Великую Тартарию, в течение трёх с половиной веков паразитирующей на теле России, и отворил дорогу в Сибирь. А возможно, самый главный итог этой победы состоял в том, что два великих этноса начали жить в одних границах, одной судьбой, деля между собой славу и тяготы выбранного пути.

Всё это так созвучно духу нашей экспедиции под девизом «Единение России через возвращение к истокам». Отданы дань уважения у памятного поклонного креста на стрелке слияния двух рек, всё задокументировано на фотокамеру.

Следующая остановка — посёлок Кын, находящийся уже в Пермской области. Здесь много памятников былой славы Чусовой и посёлка, и мало видимых перемен к новой жизни. Два музея, разрушенный завод и пристань, памятник сплавщикам, полуразрушенный храм, несколько гражданских и промышленных зданий из «той жизни». Жизнь здесь когда-то кипела: на пристани грузились барки, завод выдавал железо и мирную продукцию, а навстречу приближающемуся «железному каравану» палили пушки. Думаю, у Кына есть будущее, как у замечательной и красивейшей рекреационной зоны России.

Съедаем «штрафную» мороженку и вскоре встаём на ночёвку на одном из самых красивых бойцов — камне Мултык. Пройдено 34 километра, мы очень устали и рано завалились спать. Примерно в полночь на этой стоянке произошла встреча «двух миров». К нам подошёл большой плот с большой палубой и большим столом на ней. Стол был полон яствами, лилась весёлая музыка, девять членов экипажа были склонны продолжать веселье. Нас разбудили, объявили о претензии на эту стоянку и пригласили принять участие в дальнейших развлечениях. Слава Богу, что среди новых гостей нашлись трезвые головы, и нам удалось договориться.

День третий.

Пройдено 37 километров пути. Остановка в селе Верхняя Ослянка, ночёвка у камня Ермак с ермаковой пещерой.

День четвёртый.

Пройдено сорок километров пути. Пройден камень Разбойник, почтили память погибщих сплавщиков. Ночёвка у камня Отмётыш.

День пятый

Пройдено 16 километров пути. Восхождение на камень Дыроватые рёбра, посещение пещеры. Посёлок Усть-Койва. Восхождение на камень Красный. Ночёвка у камня Красный.

День шестой.

Пройдено 20 километров пути. Ночёвка у камня Малые Глухие.

День седьмой.

Восхождение на гору у бойца Малые Глухие. Связываемся с нашими в Чусовом. Нас ждут. Последние девять километров чувствуется приближение промышленного центра. Трижды Чусовую пересекает линия электропередач, слева по борту — отвалы карьера, по обоим берегам красивые усадьбы и дачи горожан. Входим в город. На берегу наши встречают нас с песнями, дальше следуют душевная встреча с обниманием и рапорт о завершении очередного этапа экспедиции. Радостное возбуждение от того, что мы сделали это. Давнишняя мечта о прохождении маршрута от с. Чусового до города Чусовой по реке Чусовой осуществилась! Мы немного загордились.

Однако железные караваны шли дальше — до Перми, и нам уже вечером снова стартовать. А пока присоединяемся вместе с нашими (ансамбль «Багренье» и руководитель экспедиции К.П. Порожский) к горожанам, празднующим восьмидесятилетний юбилей своего города, и открывающим к юбилею новый памятник Ермаку Тимофеевичу. На празднике знакомимся с клубом «Большая рыба», её руководителем Н.Г. Окороковой. Они, как и наше «Багренье», в качестве гостей города дарят своё искусство юбиляру и его жителям. Получилось неплохо, но мы, не дожидаясь окончания праздника, новой командой в 9 человек, опять идём вниз по Чусовой.

Наше новое судно — катамаран, сплотка из трёх катамаранов с мотором. Как-то непривычно двигаться вперёд без весла, да и питание у «большерыбинцев» далеко не «шаталовское». Занимаем себя углубленным знакомством с пермяками, ведём беседы с молодёжью на темы традиционной культуры, в конце экспедиции дарим всем книги «Домострой 21» и «Большая-пребольшая тайна». По ходу движения близ села Кучино посещаем музей Гулага на месте лагеря политзаключённых «Пермь 36». Ночуем, как всегда, в палатках. Таких ночёвок у нас три.

В последний день чувствуется подпор плотины Камской ГЭС, река становится широкой, я бы сказал — величавой, на реке уже заметно судоходство. Появляются буксиры, толкающие перед собой тяжёлые баржи и небольшие катера — кораблики палубного типа. На одном таком 12-местном кораблике в последний день мы и завершаем экспедицию. В этот день проходим мимо знаменитого и старинного Трифоновского монастыря в Верхне-Чусовских городках, остатки острова Нижне-Чусовских городков со стелой, напоминающей о пребывании здесь Ермака со дружиною, и села народных талантов из кинофильма «Волга-Волга». В конце пути пристаём к утёсу на стрелке слияния Чусовой с Камой. Вид с утёса просто захватывающий. Мало того, что он символизирует окончание реки Чусовой и нашего этапа экспедиции «Возвращение к истокам», так ещё здесь, по некоторым преданиям, родился сам Заротуштра (Заратустра). Теперь утёс венчает поклонный крест.

На одной из прибрежных полянок нас встречает общественность города в лице фонда «Нанук» и пермское телевидение. Небольшой рапорт, передача эстафеты и «Маленького Рюрика» фонду Нанук и интервью для жителей Перми. Так закончился этап «Путём железных караванов». Мы нашли новых друзей, договорились о сотрудничестве и обещали вернуться, ведь 6-7 августа сюда придёт большой «Рюрикъ» и экспедиция «Возвращение к истокам» продолжится.